Будучи разработчиком, я постоянно работаю с техническими спецификациями клиентов и мой первый пост — это небольшой очерк, анализ такой вещи, как «техническое задание».
Итак, когда компания-заказчик приходит к исполнителю и заказывает «неосязаемое нечто», последний делает постный вид и просит предоставить техническое задание (бриф, описание, спецификация). Заказчик, полный энтузиазма, начинает выплескивать его на бумагу и это правильное начало, ведь техническое задание — замечательная штука!
Оно позволяет выразить свои идеи, сделать их понятными для окружающих и получить в итоге именно то, что нужно! С помощью тех. задания мы можем упорядочить мысли, правильно поставить задачу и увидеть противоречия на самых ранних этапах. Несмотря на то, что сам термин чаще применяется в бизнесе, суть его распространяется почти на все аспекты нашей жизни. Сформулированное в том или ином приближении, тех. задание испокон веков служит людям для передачи информации о своих потребностях.
В быту мы постоянно ощущаем его полезность: заказывая шоколадный торт, описывая идеальную прическу парикмахеру или выбирая жену, которая должна быть милой, остроумной и уметь готовить. Повсеместное использование породило бесчисленное множество уже готовых, типичных технических заданий. К примеру, в кофейне нам достаточно сказать «Капучино!» и не рассказывать официанту про «кофейный напиток на основе эспрессо с добавлением молока и пены»
Жаль только, что, полное неоспоримых преимуществ, Тех. Задание, содержит пару больших и жирных «но».
Давая представление о том, что будет делать продукт, техническое задание совершенно не способно описать, насколько хорошо он будет это делать. Даже самое подробное ТЗ содержит массу мест для вольной интерпретации — мест, которые исполнитель часто трактует в сторону уменьшения усилий.
Возьмем, для примера, рулон туалетной бумаги. Простейший предмет с элементарным техническим заданием и понятным каждому функционалом. Тем не менее, на полке супермаркета можно обнаружить совершенно разную бумагу.
Одна будет грязно-серой, другая — белоснежной; одна — стоить доллар, другая в три раза дороже! Выбрав одну — вы заработаете геморрой, выбрав другую — достигнете небывалых высот мысли.
Переходя от бытовых примеров к бизнесу, можно посмотреть на тендерные закупки. Система, основанная на тех. спецификациях и естественном стремлении бизнеса сэкономить средства, буквально выдавливает хороших поставщиков, сводя торги исключительно к ценовой конкуренции.
В итоге, несостоятельность тех. задания, как регулятора качества работы вкупе с самым дешевым исполнителем приводят заказчика к парадоксальному результату: продукт, полностью отвечающий ТЗ, работает настолько плохо, что пользоваться им попросту невозможно.
Ситуацию хорошо иллюстрирует известная притча про скупого человека, который принес портному кусок материала и попросил сшить ему шапку. При заказе скупец поинтересовался, не хватит материала на два головных убора? Получив утвердительный ответ, он спросил про три, четыре... и сторговался, в итоге, на десяти. Через неделю он получил свой заказ. Шапок было действительно десять, но все они едва налазили на мизинец.
Пожалуй, шапка, которую нельзя одеть на голову — это прекрасная зарисовка главной беды плохого продукта: номинальное присутствие плохо отлаженного функционала в большинстве случаев равно его отсутствию.
И, если притча кажется немного абсурдной и оторванной от нынешних реалий, читатель легко найдет массу современных примеров (допустим, среди многофункциональной электроники).
Разумное применение
ТЗ, со всеми плюсами и минусами — это, прежде всего инструмент, который требует правильного применения. Оно уместно в чистом виде, когда речь идет о сильно стандартизированном решении — например, поставках цемента известного состава и марки в четко оговоренные сроки.
Возведение технического задания в принцип — разрушительно для продукта.
Однажды автор встречался с Заказчиком, который утверждал, будто описание его задачи не допускает никаких разночтений и от исполнителя не зависит ничего. На его столе лежали предложения от разных подрядчиков и он выбирал самого бюджетного. При этом одет он был, отчего-то, не в самую дешевую одежду и, сидя в удобном кресле, пил ароматный пуэр. Я призываю Заказчика помнить, что ТЗ — это полезная штука, но она описывает низший уровень качества решения. Хороший, по-настоящему хороший продукт требует к себе человеческого отношения на всех этапах создания. Любите его, не торопитесь с релизом, и он непременно получится восхитительным!