Приведение к стандартному виду
Начнем с практических советов о том, как должна выглядеть информация о достижениях в резюме. Вот обычные строчки с описанием места работы:
- Октябрь 2008 — сентябрь 2011: ООО «Миллениум» (продажа компьютерной техники), г. Москва
- Должность: продавец-консультант, старший продавец
- Обязанности: (...)
- Достижения: (...)
Слова «Обязанности» и «Достижения» позволят структурировать информацию и облегчат ее понимание читающим.
Однако сразу возникает вопрос: надо ли делать заголовки к этим подрубрикам, если в форме для заслуг соискателя нет отдельной графы, а обязанности, функции и достижения объединены в один блок? Большинство кадровых специалистов сходятся на том, что слово «Достижения» должно присутствовать в описании, поскольку сразу показывает работодателю, что он имеет дело с человеком, который уже добился определенных результатов.
Так, PR-директор рекрутинговой компании Pride Consulting Group Андрей Месечко рекомендует соискателям «писать слова „Обязанности“ и „Достижения“, что позволит структурировать информацию и облегчит ее понимание читающим. Особенности человеческого восприятия таковы, что из сплошного текста, без подзаголовков и тем более без абзацев, выделить значимые сведения значительно сложнее. А поскольку мы заинтересованы в том, чтобы рекрутер не просто прочитал резюме, но еще и разобрался в нем, оценил профессиональные качества кандидата и пригласил на собеседование, то необходимо акцентировать внимание на главном».
Такого же мнения придерживается и HR-директор рекламной группы Deltaplan Наталья Конышева: «В резюме всегда лучше прописывать каждый пункт и подпункт, визуально разделяя их между собой. Сплошной текст без „маркеров“ очень тяжело читать, и если у HR-специалиста много предложений по данной вакансии, то „слепое“ оформление снизит шансы кандидата на фоне аналогичных по содержанию, но более удобно поданных резюме».
Ольга Кочергина, руководитель Практики высоких технологий и телекоммуникаций рекрутинговой компании MarksMan, предлагает решение, которое подойдет тем, кто не хочет увеличивать количество заголовков подрубрик: «После того, как вы указали должность, слово „Обязанности“ можно не писать, так как по логике изложения уже понятно, что после названия позиции, занимаемой кандидатом в той или иной компании, начинается перечисление обязанностей, которые он исполнял. А вот графу „Достижения“ надо выделить обязательно. Однако стоит помнить, что о своих заслугах надо писать только в том случае, если они действительно были».
Не менее важно заострить внимание на этом разделе, когда вы создаете резюме для самостоятельной отправки по электронной почте. Имея неограниченные возможности форматирования, здесь вы можете выделить перечисление достижений шрифтом, расширением межстрочного интервала, табуляцией. Вообще на этот счет не существует строгих указаний, поэтому у соискателей есть возможность самим выбрать стиль оформления в зависимости от конкретной ситуации.
Достижения по рангу
Если с оформлением разобрались, то как быть с содержательной частью? Порой соискатели, являющиеся просто рядовыми исполнителями, испытывают трудности при описании достижений, поскольку не совсем понятно, какая именно часть заслуг принадлежит лично им, а какая — всему коллективу.
Ольга Кочергина поясняет: «Безусловно, любой успех — это результат усилий всех участников, вовлеченных в работу, но выделить именно те активности кандидата, которые привели к достижению цели, все-таки возможно, а еще лучше сделать это в измеримых показателях. Существует два типа численного выражения достижений.
Тип 1: Количественные:
- Провел более 30 докладов на семинарах и конференциях по вопросам информатизации.
- Провел более 50 презентаций для ключевых клиентов.
- В качестве инженера успешно участвовал в 17 проектах открытия магазинов, 7 из которых вел с нуля.
Тип 2: Качественные:
- Используя новые методики, увеличил прибыль на 20%.
- Разработал новую систему, с помощью которой снизил расходы на 30%.
Не забывайте и о тех достижениях, которые не выражаются в цифрах, но все же являются заметной вехой в вашей карьере.
- По итогам 2008 года в связи с перевыполненным планом продаж, а также проявленной инициативой в продвижении решений получил награду „Работник 2008 года“.
- В качестве инженера осуществил первую успешную инсталляцию оборудования.
- Завершил проект внедрения системы видеонаблюдения в кассовую систему „Стилсофт“.
- Успешно завершил проект внедрения в систему мониторинга Nagios (мониторинг информационных киосков).
Все это и есть то, что сделал данный конкретный сотрудник для общего успеха, тот вклад, который, безусловно, является показателем и его личного развития».
Порой кандидаты сами не задумываются об эффективности своей деятельности, а ведь нередко ее бывает легко просчитать.
Андрей Месечко дополняет: «Порой кандидаты сами не задумываются об эффективности своей деятельности, а ведь нередко ее бывает легко просчитать. Поднимите документы, узнайте, как обстояли дела на участке до вашего прихода, и тогда, вполне вероятно, ваше резюме украсят весомые цифры, например:
- Увеличил объем продаж на 50%.
- Снизил дебиторскую задолженность на 15%.
- Подключил 70 новых клиентов».
Что касается руководителей, то они тоже испытывают определенные трудности в том, что бы разделить собственные заслуги и достижения подчиненных. Ведь если уже в резюме кандидат будет приписывать себе все лавры, то можно сделать вывод о том, что с коллективом он не сработается, а станет скромничать — может уступить место более решительным конкурентам.
Наталья Конышева делится своими наблюдениями на этот счет: «Никто не будет отрицать того, что в любом достижении коллектива есть и собственная заслуга руководителя, но важно корректно показать, в чем именно она заключалась. Возьмем для примера фразу из резюме: „По результатам опроса клиентов качество обслуживания повысилось на 40%“. В данном случае непонятно, за счет чего это произошло, чье это на самом деле достижение.
А вот если кандидат напишет: „В результате проведения обучающих мероприятий среди подчиненных и изменения мотивационной схемы качество обслуживания клиентов повысилось на 40% (согласно опросу, проведенному отделом маркетинга)“, менеджер по персоналу увидит достижение руководителя, который подобрал оптимальные тренинги и эффективно повысил мотивацию сотрудников».
Ольга Кочергина напоминает: «Достижения руководителя измеряются по двум показателям: достижения его команды и собственная эффективность. В первом случае можно сделать акцент на успехах подчиненных, которыми вы управляли, например: „Два сотрудника отдела вошли в число пяти лучших работников компании по итогам года“. Во втором можно использовать показатели в цифрах: „Нанял и обучил трех менеджеров по продажам, которые увеличили прибыль компании на 7%“; „Предложил изменить процедуру закупок и одобрения поставщиков, в результате чего издержки снизились на 2%“; „В качестве руководителя реализовал более десяти проектов с бюджетом от 3 до 18 млн рублей каждый“».
Свои достижения руководитель должен описывать конкретно, точно, с достоинством, но без лишнего пафоса. Андрей Месечко предлагает небольшие подсказки: «используя стиль этих формулировок, вы сможете описать и свою собственную ситуацию.
- Разработал стратегию выхода компании на рынок РФ.
- Разработал ценовую модель и ценовое позиционирование продукции.
- Заключил контракты с дистрибьюторами.
- Осуществил вход в торговые сети „Альфа“, „Бета“, „Гамма“.
- Построил дистрибуцию через собственных торговых представителей и торговых представителей дистрибьюторов.
- Разработал и внедрил стандарты работы отдела.
- Разработал и внедрил систему отчетности и документооборота для сотрудников отдела.
- Разработал систему мотивации для сотрудников отдела продаж и т.п.
Важно не забывать, что наибольшую привлекательность эти фразы будут иметь, если их закончить статистическим подтверждением результативности применяемых методик».
Цифры или буквы?
Еще одна важная тема: как нагляднее выглядят достижения — описанные словами или все-таки выраженные в численном эквиваленте? Вот что думают об этом кадровые специалисты.
Андрей Месечко считает, что «лучше всего достижения выглядят в цифрах, поскольку они более показательны, наглядны. Главное не забывать несколько деталей:
- Все цифры должны быть подтверждены фактами, описанием инструментов и обоснованием вашей роли в достижении результата.
- Достижения должны быть указаны в рамках вашей компетенции, чтобы потом можно было конкретно объяснить, что именно вы сделали для этих результатов. Не стоит описывать итоги годовой работы всей компании или отдела. Например, оборот компании не зависит от рядового менеджера по продажам, а вот сокращение дебиторской задолженности по конкретному продукту, за который отвечал менеджер, — напрямую. Умение оперировать конкретными данными и объяснять уровень своего вклада — показатель хороших аналитических способностей, умения давать оценку себе и другим. Если у вас нет численного или документального подтверждения заслуг, воспользуйтесь экспертным мнением (благодарственным письмом, отзывами коллег или клиентов).
- Не забывайте о том, что просто хорошо делать свою работу — тоже достижение. Скажем, бухгалтер по начислению заработной платы не допустил за все время ни одной задержки выплат в компании. Разве это не профессиональное достижение? Поэтому вполне допустимо в качестве такового указать отсутствие недостатков, особенно на таких участках, на которых часто возникают проблемы».
Наталья Конышева поддерживает эту мысль: «С помощью цифр очень удобно подчеркнуть свою эффективность, но они не всегда уместны. Например, фраза „С момента моего прихода в компанию объем продаж вырос на 50%“ малоинформативна, она не показывает заслуг кандидата в этом достижении. Поэтому говоря об общих успехах компании, необходимо описать, в чем состояли личные достижения кандидата, позволившие добиться роста показателей. Например, он увеличил количество клиентов во вверенной ему территории в сравнении с другими менеджерами, уменьшил дебиторскую задолженность по отношению к средним показателям в компании, был лучшим продавцом по итогам года и т.д. Если же у вас нет численного или документального подтверждения заслуг, воспользуйтесь экспертным мнением. Например, благодарственным письмом, отзывами коллег или клиентов и т.д.».
Ольга Кочергина подчеркивает: «Результат работы любой организации выражается в цифрах — это прибыль или убыток. Конечно, у каждого бизнеса имеется и нематериальная составляющая — это ценности и миссия компании, то есть то, что она дает внешнему миру, клиентам, партнерам и т.д. Однако конечный результат, на мой взгляд, измерим: в деньгах, в доле рынка, в количестве успешно реализованных проектов. Даже деятельность благотворительных организаций, целью которых не является получение прибыли, можно выразить в численном эквиваленте, например: количество вылеченных пациентов, открытых питомников для бездомных животных и т.д. Раз измерим общий результат, то можно выделить и определить вклад каждого конкретного сотрудника в достижение общей цели. Оптимальный вариант — это словесное описание заслуги кандидата, подкрепленное конкретными цифрами, например: „Развил отношения с новым заказчиком, в результате чего продажи выросли на 10%“».
Указывая достижения, вы подводите итог своей деятельности в компании, оцениваете результаты, которых вам удалось добиться. Если они невелики, то, возможно, имеет смысл задуматься о том, как стать более эффективным сотрудником. Продумайте, каких результатов вы хотите добиться на своей следующей работе, и определите, что для этого необходимо сделать. Имея конкретную цель и четкий план ее реализации, вы непременно добьетесь успеха.
Указывая достижения, вы подводите итог своей деятельности в компании, оцениваете результаты, которых вам удалось добиться. Если они невелики, то, возможно, имеет смысл задуматься о том, как стать более эффективным сотрудником. Продумайте, каких результатов вы хотите добиться на своей следующей работе, и определите, что для этого необходимо сделать. Имея конкретную цель и четкий план ее реализации, вы непременно добьетесь успеха.